- СТИЛИЗАЦИЯ
СТИЛИЗА́ЦИЯ, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей; явление, близко родственное сказу и пародии. С. предполагает некоторое отчуждение от собственного стиля автора, в результате чего воспроизводимый стиль сам становится объектом художественного изображения. М. М. Бахтин объединяет стилизацию, пародию, сказ и диалог в особую группу художественно-речевых явлений, которым « присуща одна общая черта: слово здесь имеет двоякое направление и на предмет речи как обычное слово и на другое слово, на чужую речь» («Проблемы поэтики Достоевского», 1979, с. 215).
Термин «С.» обычно употребляется для обозначения особого типа авторской речи (что отличает С. от разных форм изображения речи персонажей), ориентированной на определённый литературный стиль, в противоположность сказу, который воспроизводит внелитературные жанровые и речевые формы.
С. сопрягает и сопоставляет «чужой дух» и собственный, помещает «дух эпохи» оригинала в позднейшую культурную перспективу. Поэтому С. нередко сопутствует аналитическая ирония (столь характерная, например, для романов А. Франса и Т. Манна). Объектом С. чаще всего оказываются стилевые системы, удаленные во времени или пространстве; причем не столько индивидуальные стили, сколько обобщенно воспринимаемые стили литературного направления, эпохи, национальной культуры («Песня про царя Ивана Васильевича » М. Ю. Лермонтова, «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Фольклорная С. явление, особенно характерное для романтизма (см. Гейдельбергские романтики). Позже романтическую линию фольклорной С. продолжает А. К. Толстой, Ш. Де Костер («Легенда об Уленшпигеле »), Р. Роллан («Кола Брюньон»). Подобно сказу, С. может быть мотивирована (но не обязательно) наличием героя-повествователя или ссылкой па «источник» (мнимый); нередко о ней сигнализирует подзаголовок. Она может быть более или менее полной и «чистой» («серьезной»), но может быть и откровенно условной, двухголосой, перемежающей заимствованное и авторское слово.
Литература:
Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979, гл. 5, с. 21537;
Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127.К. А. Долинин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.